Медицинский аспект трехчленности

Наш мир дуален, пространство трехмерное, человек трехчленен – Дух, Душа, Сознание. Но тройственность характерна также и для качеств каждого из высших сущностных членов. Например, тройственность Духа, определяется как: самодух, жизнедух, духочеловек. Тройственность Души – как ощущающая, рассудочная, сознательная. Её инструментами являются: чувства воля и мышление, которые находят свою телесную основу соответственно: в нервной системе, ритмической и в метаболических процессах обмена веществ.

К нервно-чувственной системе относятся кожа и органы чувств. Расположена она преимущественно в голове, однако, в форме периферийных и вегетативных нервов, она пронизывает все тело человека. Членение здесь рассматривается не топографически, а в большей степени функционально. В «верхнем» человеке преобладает принцип клеточной дифференциации (разделение, различие, например, своего «Я», от «Я» другого человека), при одновременной девитализации (утрата способности осознавать себя живым одушевлённым существом, как это часто происходит во сне), то есть, при значительном отходе собственно обмена веществ на задний план. Внешние жизненные проявления этой системы являются уплотняющими, дифференцирующими и индивидуализированными. Например, в глазе, как органе чувств, собственная деятельность органа настолько далеко отходит в своем служении на задний план, что возникает более высокоразвитый орган, с прозрачными, светопреломляющими приспособлениями, для восприятия внешнего мира. В свою очередь, из нервных органов, жизнь которых парализована вплоть до границы распада нервной материи, и до утрачивания способности к клеточному делению, освобождаются жизненные силы как основа мышления и сознания.

Система конечностей и обмена веществ – полярно противостоящая, она отдана внешнему миру — как в своей питательной функции, так и в своих движениях. В ней связь с внешним миром, осуществляется за счет вбирания мира в себя, и превращение его во внутреннюю сущность, в противоположность душевному отстранению от окружающего мира в нервной сфере. Собственная деятельность органа полностью растворяется в образовании субстанций и в обмене веществ. Размножение клеток, рост и регенерация здесь интенсивны, а способность к восприятию отступает на задний план. Внешние жизненные проявления — здесь являются общими, не индивидуальными, а ускоряющими, в результате чего вещество разлагается. Обмен веществ в мускулатуре — создает силу для движения конечностей. В органах пищеварения — происходит взаимодействие с принятой вовнутрь пищей, при котором мы различаем расщепление субстанций, созданных чуждой этому организму жизнью, а также резорбцию, созидательную деятельность в собственном промежуточном обмене веществ и функцию выделения. Собственный обмен веществ, следовательно, начинается, еще до поступления преобразованного питательного потока в индивидуально созданную кровь. Последний остаток чужеродности воспринятой субстанции -преодолевается в обменных процессах, проистекающих «ниже» крови в жидкости соединительной ткани, процессах, которые тесно связаны с иммунологической функцией лимфатической системы. Способность к созданию новой жизни, претерпевает в органах размножения дальнейшее усиление. Идея, существующая в бодрственном сознании «верхнего» человека, у «нижнего» находится в «подполье», поэтому она появляется вновь в эмоциональном порыве, или волевом аспекте, на основании обменных процессов.

Ритмическая система, возвышаясь над полярными силами нервной системы и обмена веществ, все объединяет и действует упорядочено. Именно от неё исходят: обновляющие, лечащие, соединяющие действия, и формируется мезенхимальная система зародыша, связывающая все органы. В ней происходит закладка кровеносной системы, которая объединяет деятельность ритмических органов — сердца и легких. Дыхание, из-за спокойного импульса легких, ориентировано к «верхней» — нервно-чувственной области. Кровь со своим импульсом течения – относится к «нижнему» человеку, соответственно к полюсу субстанций и обмену веществ. Форма, воздействующая через дыхание на протекающую кровь, находит свое выражение в соотношении частоты дыхания и частоты пульса, которое у здорового человека составляет 1:4. Середина середин, разыгрывается с полной силой между событиями легочного и сердечного кровообращения. Ритмические процессы, дают телесную основу для душевного качества чувствования, которое всегда колеблется между двумя полярностями, такими как радость — горе, симпатия — антипатия. Чувственная жизнь, которая по степени своей осознанности сравнима со сновидением, лежит между думающим, бодрствующим дневным сознанием и импульсами воли, всплывающими из «спящего» подсознания.

Принцип метаморфозы растения, действует и в человеке. Например, образующие субстанцию созидательные силы, из системы обмена веществ, посредством ритмической системы, в процессе пищеварения/превращения, в нервно-чувственной системе — высвобождают силы сознания. А организованные силы нервной системы, напротив, через ритмическую систему, придают устойчивую форму организму обмена веществ и конечностей. Затем, при образовании субстанций, в обмене веществ, силы действуют связующе, но при этом световая и тепловая энергии — действуют самостоятельно. В нервно-чувственной системе, напротив, материальные силы обмена веществ, высвобождаются как основа для сознания и восприятия. С точки зрения трехчленной организации, можно установить основополагающую родственную связь между человеческим и растительным организмами, которая имеет значение при терапевтическом выборе определенной части растения, такой как лист, цветок или корень. В растении полярные процессы разворачиваются таким образом, что вещества из твёрдого, минуя жидкую фазу, переходят в газообразное состояние, и утончаются по направлению к полюсу цветка растения. Растительный крахмал расщепляется до сахаров и растительных кислот. В свою очередь цветочная пыльца разлетается, окраска излучается в окружающее пространство, тепло отдается. Цветок растения, с точки зрения своей растворяющей тенденции, соответствует системе обмена веществ человеческого организма. В корне же растения, мы вновь находим соответствующее нервно-чувственной системе — уплотняющее, центрирующее, стремящееся к физическому действие. Средняя система растения — листовая область, соответствует ритмической организации дыхания и циркуляции крови. Лист растения проявляет свое терапевтическое действие особенно на события дыхания и кровообращения. Это, в принципе, относится и к только что приведенным связям между цветком и системой обмена веществ, и соответственно между корнем и нервной системой.

Принципы Sal, Merkur, Sulfur

Для более глубокого понимания трехчленной организации человека, в связи с рассмотрением субстанций, мы будем исходить из принципа: соли, ртути и серы, которые можно найти еще у Парацельса. Этот тройственный принцип, становится ключевой мыслью для понимания закона полярности и принципа метаморфозы. Серный принцип — соответствует системе обмена веществ и соответственно цветку растения. Если охарактеризовать в общем и абстрактно — серное качество вызывает динамическое образование и превращение вещества в его самых различных формах проявления. Оно отдано миру, и ему принадлежит свойство космического расширения. Солевой принцип — соответствует нервно-чувственной системе и корню растения. Он охватывает путь к покою в упорядоченной форме, его земному свойству характерно стягивание и уплотнение. Ртутный принцип – характеризует посредничество и постоянное ритмическое восстановление — единства между полюсами. И соответствует листку и стеблю растения. Краткая характеристика субстанций серы, соли, и ртути, заключена в следующем. При образовании соли, например, путем кристаллизации из насыщенного раствора поваренной соли, в солевом процессе — тепло высвобождается. При растворении поваренной соли, напротив — тепло отнимается из окружающей среды. Характерное свойство серы проявляется в тенденции постоянного связывания тепла серным способом. Причем при окислении — тепло высвобождается ступенчато. Для субстанции серы характерно удерживать тепло и при сгорании, и даже поглощать его из окружающей среды, как это имеет место, например, при обжиге извести. В своих физических свойствах, ртуть проявляет себя в жидком подвижном состоянии. Но она имеет двойную тенденцию — испаряться на обычном воздухе, а если ее разлить, то распадаться на многочисленные отдельные капли, что в свою очередь приводит к уплотнению и растворению.

Рудольф Штайнер, в своей книге «Духовная наука и медицина», дал глубокие познания силовой и субстанциональной полярности жизненных процессов человека, в отношении: углерода, кремния и щелочи. Подобно кристаллу поваренной соли, кремний как кристаллическая природная субстанция, полностью последовал солевому принципу, и естественно нервно-чувственной системе. Образующие силы кремния — свет и тепло, освободились в процессе кристаллизации в виде сил или энергий, и оставили геометрически правильную, прозрачную, прохладную и более не горючую субстанцию. Под действием кремния, в человеческом организме становятся деятельными, универсальные силы. Энергии, связанные с органами и субстанциями, высвобождаются как основа восприятия и сознания, которое снова подключает человека к сверхличному миру идей, доступному для мышления. С другой стороны, углеродный процесс ведет вглубь самого образования субстанции, и соответствует серному принципу и обменным процессам. Посредниками между космическими и земными процессами являются щелочи, представители ритмической функции и ртутного процесса. В то время как углерод ведет жизненный процесс к уплотнению, и тем самым к центрированию и индивидуальному образованию тела. Кремний, же напротив, направляет жизненный процесс к периферии тела, и ведет к становлению сознания, подключая человека вновь к универсальным мировым законам. Подытожим, в основе всей природы, от минерального царства через растительное к животному, лежит закон полярности, и во всех жизненных явлениях действует организационный принцип трехчленной организации. А вот каким образом природные царства действуют в человеке, и как они приводят его к здоровью или болезни, мы рассмотрим с Вами в следующих публикациях.

Четырехчленность человека и природы

Когда человек смотрит на окружающую его природу, он различает неорганический мир камней, живой мир растений и одушевленный чувствующий мир животных. Познание и дифференцирование внешней природы стали возможными для человека потому, что и в нем действуют минерализирующие, образующие и душевные силы, которые, в смысле выше охарактеризованного превращения, становятся свободными в его душевно-духовной способности переживания. Таким образом, неся в себе силы и принципы царства природы, человек имеет с ними тесное родство, а объединяя и возвышая их, согласно принципу полярности и усиления, благодаря только ему присущему свойству Я- деятельности, он становится «венцом» Божьего творения.

Образующие силы, проявившись во внешней природе, пришли к своему завершению. Состоявшийся мир попал в «тупик». Те же самые принципы, всецело действуют в состоянии активного мира сил и пластичных задатков, и в человеческом существе. Речь идет о силах, которые находятся в состоянии становления, которые представляют собой постоянно преобразуемый потенциал для человека, находящегося в развитии. Этот силовой потенциал, обозначают ещё как созидающею природу. Итак, с одной стороны, человек — часть природы. С другой стороны, он ее постоянно преодолевает, в её тенденции к окончательному переходу в одностороннюю образность тем, что он включает ее в свою целостность, и только благодаря этому он становится человеком. В этом смысле человек остается постоянным участником в первоначальных процессах творения.

В том случае, когда природный процесс, односторонне проявляется в человеческом организме, то есть, не включается в его индивидуальную структуру существа, а становится сходным с внешним природным проявлением, тогда в организме человека формируется болезнь. Силы природных царств: минерального, растительного, животного, внутри структуры существа человека, образуют собственные, отделенные от окружающей среды, силовые организации, которые названы «членами» человеческого существа. При этом, вещественно проявленное физическое тело, можно непосредственно наблюдать через органы чувств. Высшие же члены, постижимы только через их воздействие на физическую телесность.

Подытожим. Физическое тело — следует законам минерального мира. Жизненное или эфирное тело — принципам растительного. Чувственное или астральное — типу животного существа. И только лишь, тепловая Я – организация, как органический носитель Я-сущности, то есть самого человека, ведет за пределы внешнего царства природы. Человек, согласно своей телесно-духовной природе, является существом, которое содержит в верхнем и нижнем человеке, исходя из середины, в расчлененном и взаимодействующем равновесии три силовые организации, которые односторонне действуют в природных царствах. Поэтому, человеческая природа, постоянно сводится через Я-деятельность к срединному, универсально действующему, несущему человеческую личность, принципу упорядоченности.

Каждый из четырех элементов: Огонь, Воздух, Вода и Земля, имеет особое родство к одному из четырех человеческих членов: Я-организация действует через тепло вниз, вплоть до физического тела. Чувственная, астральная организация — пользуется световоздушным элементом. Жизненная, эфирная — действует в жидкостно-водном. Физическая – в минерально-вещественном элементе.

«Что в жизни может более добиться человек,

Чем если бы ему открылась Бог-Природа?

Как позволяет тверди в дух истечься,

Как сохраняет порожденье духа твердо».

И.В.Гете